Как лечить гастрит быстро. Как лечить гастрит желудка дома. Как лечить гастрит народными средствами. Лечение и профилактика кариеса. Быстрая профилактика кариеса зубов. Профилактика кариеса у взрослых. Питание во время беременности. Какое правильное питание во время беременности. Режим питания во время беременности. Почки симптомы болезни. Главные признаки болезни почек. Питание при болезни почек. Как доставить удовольствие девушке. Как доставить девушке больше удовольствия днем. Как доставить максимум удовольствия девушке. Грудные мышцы в домашних условиях. Быстрые домашние упражнения для грудных мышц. Тренировка грудных мышц. Йога для начинающих видео. Качественная йога для беременных. Уроки йоги для начинающих. Народное лечение простата. Главные средства лечения аденомы простаты. Лечение простатита и аденомы простаты.
+7 (495) 1512285
109012, г. Москва, Новая Площадь, 12

Новое понимание русской классики

Вышла в свет новая книга заведующего кафедрой теории и истории словесности Российского православного университета, директора Центра литературоведческих исследований РПУ Ивана Андреевича Есаулова «Русская классика: новое понимание».

Монография, изданная в серии «Историческая книга», представляет собой своего рода итог многолетней работы автора по созданию новой концепции истории русской литературы. Профессор И.А. Есаулов исходит из того, что отечественная словесность не может быть адекватно истолкована без обращения к доминантному для России типу христианской духовности. Речь идет не о выявлении той или иной степени религиозности авторов и их «идеологии», не о механической трансляции системы православной догматики на корпус художественных текстов, а о принципиально ином типе гуманитарного понимания. По мнению профессора, русская классика глубоко укоренена в христианской культуре, однако понять и корректно описать границу между светским и духовным оказалось невозможно, используя старые филологические подходы.

В книге представлено новое понимание русской классики, которое позволяет вскрыть ее духовную глубину, укореняющую эту литературу в тысячелетней русской христианской традиции. Для этого вводятся новые категории понимания - соборность, пасхальность, христоцентризм и другие. Автор обращается к поэтике вершинных произведений отечественной словесности, от «Слова о Законе и Благодати» митрополита Илариона до классических текстов ХХ века, рассматривая словесность в большом времени русской православной культуры.

Книга включает 16 глав и насыщена историко-литературным материалом. Автор по-новому истолковывает творчество Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого, Островского, Салтыкова-Щедрина, Чехова, Блока, Горького, литературу русского зарубежья (Шмелева, Набокова, Бунина), Есенина, Платонова, Пастернака.

Общим фундаментом вводимых автором новых категорий русской филологии, обращенных к русской классике, является понятие «христианская традиция». Однако книга может быть весьма полезна не только литературоведам, но и историкам, психологам, культурологам, поскольку автор исследует ряд общеметодологических проблем. Как подчеркивает И.А. Есаулов, «одно и то же событие, изложенное в русской классической литературе, один и тот же текст могут быть интерпретированы абсолютно по-разному, понимаем ли мы их созвучно христианской традиции, либо же мы их «изучаем», в сущности, следуя другой традиции – законников и фарисеев. На одном полюсе – предельно деперсонифицированное и обезличенное поле знаков. На другом – отсылающее к Книге духовное целое, которое сопротивляется навязанным извне самовольным истолкованиям, таящее в своих смысловых глубинах Слово из Евангелия от Иоанна, известное каждому русскому православному человеку по пасхальному богослужению».

Как считает профессор Есаулов, беда советской филологии состояла в том, что признание святости за высшую ценность, характерное для русской православной традиции, десятилетиями при рассмотрении русской словесности выносили «за скобки» исследовательского внимания, подменяя ее произвольными и внешними по отношению к русскому национальному образу мира категориями и понятиями. Эту словесность весьма часто рассматривали и рассматривают с ярко выраженных антихристианских установок, лишь маскируя их под «объективно научные».

Автор в своей книге показывает научное преимущество понимания русской словесности с позиции эмпатии к русской христианской культуре и ее доминантным ценностям. В свое время философ И.А. Ильин, рассуждая о шмелевских «Путях небесных», заметил: «это первый, так сказать, сознательно-православный роман в русской литературе. Бессознательно – было православно всё лучшее, что создала русская литература». Автор книги «Русская классика: новое понимание» особо выделяет и анализирует понятие «культурного бессознательного», утверждая: «Для того чтобы филологически описывать это «всё лучшее», что было «бессознательно» православным, требуются и новые категории литературоведческого понимания, и иное представление о соотношении между русской литературой и отечественной культурой, и иная позиция литературоведа, которую мы и попытались обозначить в этой книге».

Писатель Михаил Пришвин, находясь в атмосфере тотального поношения русской православной традиции в 20-30-х гг. прошлого века, записал в дневнике: «Рассмотреть христианское основание русской литературы». Профессор И.А. Есаулов в своей книге попытался осуществить эту не реализованную Пришвиным цель.

Соб.инф.

ИНФОРМАЦИЯ

ФАКУЛЬТЕТЫ

ЦЕНТРЫ

АКТУАЛЬНО