Как сделать потолок из гипсокартона. Как сделать подвесной потолок в доме. Какой потолок лучше сделать. Отделка ванной комнаты. Быстрая отделка ванных комнат панелями. Отделка ванной комнаты пластиковыми панелями. Кровля крыши профнастилом. Качественные материалы для кровли крыш. Крыша из мягкой кровли. Самоделки для сада. Успешные самоделки для сада своими руками. Самоделки для сада и огорода. Ванная мебель для ванной комнаты. Купить мебель для ванных комнат недорого. Заказ мебели для ванной комнаты. Бизнес малое производство. Самый малый бизнес идеи производство. Новый бизнес производство. Монтаж дверей своими руками. Быстрый монтаж входных дверей. Легкий монтаж пластиковых дверей. С чего начать ремонт квартиры. Быстрый ремонт дома с чего начать. Ремонт своими руками для начинающих.
+7 (495) 1512285
109012, г. Москва, Новая Площадь, 12
Ошибка
  • JFile: :copy: Не удается найти или прочитать файл: $http://prichod.ru/upload/medialibrary/27f/34е54343123565.png
  • JFile: :copy: Не удается найти или прочитать файл: $http://prichod.ru/upload/medialibrary/27f/34е54343123565.png
  • JFile: :copy: Не удается найти или прочитать файл: $http://prichod.ru/upload/medialibrary/655/dd11e534ba249ac8508def436779a359.jpg
  • JFile: :copy: Не удается найти или прочитать файл: $http://prichod.ru/upload/medialibrary/82f/6554-3652.jpg
  • JFile: :copy: Не удается найти или прочитать файл: $http://prichod.ru/upload/medialibrary/82f/6554-3652.jpg
  • JFile: :copy: Не удается найти или прочитать файл: $http://prichod.ru/upload/medialibrary/114/94542354.jpg
  • JFile: :copy: Не удается найти или прочитать файл: $http://prichod.ru/upload/medialibrary/f19/evfrazieva_bazilika.jpg
  • JFile: :copy: Не удается найти или прочитать файл: $http://prichod.ru/upload/medialibrary/f19/evfrazieva_bazilika.jpg
  • JFile: :copy: Не удается найти или прочитать файл: $http://prichod.ru/upload/medialibrary/155/456н5405234757.jpg
  • JFile: :copy: Не удается найти или прочитать файл: $http://prichod.ru/upload/medialibrary/155/456н5405234757.jpg
  • JFile: :copy: Не удается найти или прочитать файл: $http://prichod.ru/upload/medialibrary/578/Yzykova_02.04.19.jpg
  • JFile: :copy: Не удается найти или прочитать файл: $http://prichod.ru/upload/medialibrary/27f/34е54343123565.png
  • JFile: :copy: Не удается найти или прочитать файл: $http://prichod.ru/upload/medialibrary/27f/34е54343123565.png
  • JFile: :copy: Не удается найти или прочитать файл: $http://prichod.ru/upload/medialibrary/655/dd11e534ba249ac8508def436779a359.jpg
  • JFile: :copy: Не удается найти или прочитать файл: $http://prichod.ru/upload/medialibrary/82f/6554-3652.jpg
  • JFile: :copy: Не удается найти или прочитать файл: $http://prichod.ru/upload/medialibrary/82f/6554-3652.jpg
  • JFile: :copy: Не удается найти или прочитать файл: $http://prichod.ru/upload/medialibrary/114/94542354.jpg
  • JFile: :copy: Не удается найти или прочитать файл: $http://prichod.ru/upload/medialibrary/f19/evfrazieva_bazilika.jpg
  • JFile: :copy: Не удается найти или прочитать файл: $http://prichod.ru/upload/medialibrary/f19/evfrazieva_bazilika.jpg
  • JFile: :copy: Не удается найти или прочитать файл: $http://prichod.ru/upload/medialibrary/155/456н5405234757.jpg
  • JFile: :copy: Не удается найти или прочитать файл: $http://prichod.ru/upload/medialibrary/155/456н5405234757.jpg
  • JFile: :copy: Не удается найти или прочитать файл: $http://prichod.ru/upload/medialibrary/578/Yzykova_02.04.19.jpg

Ирина Языкова: храм по кирпичикам и по столетиям

34е54343123565.png

Жителей России не удивишь православным храмом на улице. Храм – часть нашей культуры, нашего прошлого и настоящего, но так ли мы хорошо знаем, что такое храм? Часто ли мы задумывается о смысле храмового пространства, о его наполнении, о том, что первично – литургия или здание? Кандидат культурологии Ирина Языкова разработала авторский курс по храмовой архитектуре для Российского православного университета имени Иоанна Богослова. В интервью порталу «Приходы.ру» Ирина Константиновна рассказывает, почему сегодня пустуют кафедральные соборы, что такое богословие храма, умещается ли литургия в храме в виде ракушки и как архитекторы не слушают советов богословов.
Ирина Константиновна, прежде всего, какова целевая аудитория курса? Кто Ваши слушатели?
– Предполагаю, что это, прежде всего, люди, интересующиеся православной культурой в целом и, в частности, православной архитектурой. Новый курс посвящен именно храмовой архитектуре, хотя мы будем говорить, конечно, и о наполнении храма – иконах, росписях, тканях и т.д. Это люди, которые хотят водить экскурсии по Москве или совершать паломнические поездки, либо просто разобраться в том, что их окружает в храме, потому что они верующие и ходят в церковь. Но и для неверующих людей ищущих, интересующихся, мне кажется, новый курс будет интересен.
Вы вели подобный курс про иконопись. Кто тогда был в вашей группе? Сколько человек?
– Курс окончили двадцать человек. Группа подобралась очень интересная, отзывчивая и творческая. Были люди, которые уже водят экскурсии по Москве – профессиональные экскурсоводы, было несколько иконописцев, которые хотели глубже узнать предмет, ведь я читаю не просто курс – я стараюсь придать ему богословский уклон, не только искусствоведческий. В том курсе мы рассматривали богословие иконы, в этом будем рассматривать богословие храма. Я надеюсь, что придут те люди, которые прослушали курс про иконопись – многие выражали такое желание. И я, конечно, жду новых слушателей, которые начнут обучение с архитектурного курса.
dd11e534ba249ac8508def436779a359.jpg
Чем Ваш авторский курс отличается от других похожих курсов, в чем особенность авторского подхода?
– Можно выделить три главных составляющих, которые, я считаю, не встречаются в других курсах: это богословие, исторический подход и эстетический подход. Потом, я рассматриваю все в развитии: рассказывая про храм, нужно сказать, откуда взялся храм, какие в нем происходят трансформации. Православное искусство основано на традиции и каноне. Традиция, с одной стороны, передается, с другой стороны, что-то меняется, и мы будем разбирать, что именно. Канон – нечто неизменное, но, как правило, это понятие людям не знакомо, так что мы стараемся прояснить все эти моменты.
На своих лекциях я уделяю большое внимание современности, потому что очень часто все разговоры о церковном искусстве заканчиваются началом ХХ века. На самом деле, церковное искусство развивалось даже в советское время. С архитектурой, конечно, было сложнее – это монументальное искусство, с иконописью проще, а уж в наше время мы видим настоящее возрождение церковного искусства. Но оно идет в разные стороны и нужно понять, где правильное направление, а где нет. В акценте на современность, я считаю, тоже мое ноу-хау, ведь я уже лет тридцать занимаюсь именно церковной современностью, искусством – тем, как оно развивается сегодня. Мне кажется, это важно знать культурному человеку, потому что храмов строится много, икон пишется еще больше – как разобраться, где правильно, где неправильно, где мы уходим от традиции, а где продолжаем ее творчески? Отличить человеку современному это все возможно, если он понимает принцип.

Подобные курсы, как правило, рассчитаны на людей церковных, верующих. А человека светского, далекого от религии, что может привлечь в этом курсе?
– Светские люди тоже неравнодушны к красоте и интересуются историей и культурой своей страны. Многие путешествуют и видят какие-то памятники архитектуры, взять хотя бы самый популярный у нас в стране маршрут – Золотое кольцо. Приятно приехать в какой-нибудь древнерусский город, увидеть храм и понять его символику, конструкцию, разобраться в сюжетах росписи. Прийти в музей и смотреть не как на далекую экзотику, но с пониманием того, что перед глазами. Это как книгу читать: прежде чем прочесть книгу на каком-то языке, мы изучаем этот язык. Вот я даю этот язык человеку.
Нет условия, что курс только для верующих. На мои лекции ходят очень разные люди, я это вижу и по вопросам, и в общении. Среди моих учащихся есть масса неверующих, которые благодарны за то, что они стали понимать глубже свою культуру.
6554-3652.jpg
Знания по иконописи могут быть монетизированы: антиквары, иконописцы и реставраторы икон – довольно востребованные на рынке люди. А знания по церковной архитектуре могут быть применены практически?
– Прежде всего, это, конечно, экскурсоводы, но и архитекторы могут на практике применить знания, полученные в ходе курса. Поскольку я занимаюсь и современностью, меня привлекали в качестве эксперта и члена жюри в трех конкурсах на современный православный храм. Там я увидела, что архитекторы часто берутся за проектирование храма, не зная, как храм развивался и чем он наполняется. Ведь храм – это помещение для литургии, а не просто кубик с куполочками. Я столкнулась с тем, что специалисты часто идут от внешнего. Они отталкиваются от курса истории искусств, который прослушали в архитектурном институте, но не знают внутреннего наполнения – отсюда ошибки. Поэтому архитекторам этот курс очень может пригодиться.
Скажите, пожалуйста, Вы сотрудничаете или, может быть, планируете сотрудничество с программой «200 храмов»?
– Я сотрудничаю с этой программой только на дружеской основе – меня пригласил протоиерей Андрей Юревич. Мы вместе с ним были экспертами в конкурсах на современный храм – отсматривали материал, который присылали участники. Мне бы, конечно, хотелось интенсивнее сотрудничать программой «200 храмов», потому что не все у нас благополучно в современном храмостроительстве, что говорить…
Другое дело, что от теории до практики довольно много шагов, и убедить архитектора, что ему нужен какой-то курс повышения квалификации или хотя бы консультация богослова, очень сложно. Конечно, есть пытливые люди, которые читают мои статьи или смотрят мои лекции в интернете, но поскольку все погружены в свои процессы, сложно рассчитывать, что они придут слушать целый курс. Меня гораздо чаще приглашают, когда иконописцы уже расписывают храмы. Расписать храм – это тоже непросто, есть целая программа росписи церквей. Но я открыта к сотрудничеству и с удовольствием помогала бы и архитекторам тоже.

Из новых храмов, построенных за последние тридцать лет, какой бы Вы назвали образцом храмовой архитектуры и про какой из храмов сказали б, что никогда не утвердили бы такой проект?
– Отрицательных примеров, к сожалению, гораздо больше. Боюсь обидеть своих коллег и друзей, сказав, что какой-то храм ужасный, лучше назову положительные примеры. Интересно работает мастерская Анисимова. Они строят на Валааме небольшие храмы и скиты – это очень хорошие образцы современного храмового зодчества. Есть в Ленинградской области несколько достойных храмов. Есть проекты молодых архитекторов – например, в Рейкьявике утвержден смелый модерновый проект православного храмового комплекса, автором которого стал молодой архитектор Даниил Макаров.
Неплохо работает самарский архитектор Юрий Харитонов, мне очень нравятся его монастырские комплексы; это сложная задача – не просто возвести отдельно стоящий храм, но построить целый комплекс так, чтобы не разваливалось стилистическое единство.

Как Вы относитесь к ультрасовременным храмам? Я видела образцы и в виде ракушки, и в виде россыпи бетонных плит, и в виде тарелки. Как Вы оцениваете такие эксперименты? Есть ли у таких храмов связь с традицией?
– Нам не повезло в том плане, что иконопись хоть как-то развивалась, а архитектура требует больших затрат, поэтому в советское время она не развивалась, все остановилось на модерне, и с традицией у нас в храмовой архитектуре все обстоит не лучшим образом. Скажем, упомянутый мною Анисимов, продолжая линию модерна, не резко рвет традицию, но пытается ее сохранить и как-то мягко осовременить. А люди, которые строят храмы в виде ракушек или (нам подавали такие проекты) похожие на космические станции – это полный разрыв с традицией, и для Православия такое нехарактерно.
94542354.jpg
У нас всегда крайности. Либо мы пытаемся слепо повторить в точности старые формы и строим храм Покрова на Нерли в бетоне, но он не смотрится в бетоне, и такой формат храма уже неактуален, не отвечает современным запросам – это маленький княжеский храм, сейчас нужно что-то другое. Либо же наблюдается полный отрыв от традиции, поиск совершенно новых форм. Обычно именно такие архитекторы идут от формы, а не от содержания, в храме же все диктуется содержанием – литургией, храмовым действом. Ведь храм сформировался позже, чем богослужение. Сначала родилась литургия, и храм должен был ее вместить. Первыми храмами были базилики, то есть гражданские сооружения – очень простые, квадратные, без нагромождений, чтобы вместить народ и чтобы было видно кафедру проповедника и алтарь, где совершается Евхаристия. Не было ни куполов, ни арок, ничего лишнего.
Храм может быть, наверное, построен в виде ракушки, но он должен быть так устроен внутри, чтобы было удобно служить литургию. Как в ракушке или на «космической станции» служить литургию, непонятно. Мне кажется, те архитекторы, которые хотят непременно построить что-то революционное, не задумываются над тем, что они строят храм. В храме форма вторична, а содержание первично. Те же купола и порталы возникли по необходимости, выросли из каких-то бытовых обыденных вещей. Например, крест на куполе – чтобы видеть его издалека, щелевые окна – чтобы сохранить тепло и т.д. Функция, конструкция, символика – все переплетается, и когда человек не понимает этого синтеза, о котором в свое время еще о.Павел Флоренский говорил, он наломает много дров.
Храмовое зодчество – не та сфера, где надо проявлять свое «я», здесь нужно наоборот идти к минимализму: минимум отвлекающей формы, но с выразительными элементами, которые сразу настраивают на то, что происходит внутри храма. Мне кажется, удачные храмы именно такие, где нет архитектурных излишеств и ясно, что храм – это вместилище литургии.

В своем курсе Вы затрагиваете только православные храмы или говорите и о западных тоже? Рассказываете о романской архитектуре, готической, неоготике?
– Введение о том, как развивалось христианство, я, конечно, делаю. Это очень важно, для того, чтобы видеть, что христианский мир разнообразен в своем единстве. Из одной формы базилики вышел и романский, и готический храм. На Западе базилика удлинялась, на Востоке – наоборот, сокращалась; появлялась купольная базилика, из нее родилась крестово-купольная. При таком разборе генезиса храмов слушателям становится понятно, например, почему в синодальное время к нам приходит барокко (хотя барокко было еще при Алексее Михайловиче), потом классицизм – откуда взялись эти формы, которые не были характерны для нас. И если человек не знает, как развивалась европейская архитектура, он не поймет, почему раньше было исключительно московское зодчество с куполами, а потом вдруг появились и башенки, и колонны, и портики, и т.д. Поэтому мы обязательно будем касаться и европейских храмов тоже.
evfrazieva_bazilika.jpg
Вообще, мир христианский очень интересен – например, в Каппадокии такие храмы, которые даже представить себе сложно, вот уж где настоящие «марсианские» храмы. На самом деле, их никто не строил, это природные образования, откуда выбирали породу и устраивали там церковь – это принципиально другое строительство. Существуют и удивительные эфиопские храмы, которые не над землей, а под землей. Храмы возникали по-разному, я указываю на это в своем курсе, и люди видят, как работает в разных местах в христианском мире мысль архитектора.
456н5405234757.jpg
Затронув тему западных храмов, не могу обойти вниманием собор Нотр-Дам де Пари. После пожара в нем повсюду начались дискуссии: нужны ли сейчас кафедральные соборы, или их время прошло? Ваше мнение, какой формат храма востребован сегодня в христианском мире?
– Большие храмы сегодня действительно не очень востребованы. Они хороши как объекты культурного наследия, как историческая правда о великом прошлом Церкви. Сегодня такие храмы строить нецелесообразно. Есть общественный запрос на небольшие уютные храмы, в которых комфортно может существовать община. Церковь миновала стадию прихода-ухода, стало существенно меньше любопытных и просто захожан. Люди приходят в храм и остаются, а если остаются, хотят более тесного общения со священником, с другими прихожанами, они вовлекаются в различные служения: волонтерство, духовное образование, дела милосердия. Это формирует общину, где все друг друга знают, поэтому и храм нужен небольшой, который воспринимался бы людьми как общий дом. Христиан во всем мире становится меньше, но парадокс – они зачастую качественнее, чем в прошлые времена.

На какое время рассчитан Ваш курс? Сколько часов?
– Я читаю лекции два раза в неделю два с половиной месяца. Это достаточно плотный интенсивный курс.
Диплом слушателям выдается по окончании курса?
– Да, слушатели получат сертификат о повышении квалификации. Курс достаточно объемный, и он дает такие знания, которые позволяют получить удостоверение.
Yzykova_02.04.19.jpg
Ирина Константиновна, еще какие-нибудь курсы в РПУ планируете читать?
– Действительно, у нас уже намечено несколько новых курсов. Говоря об иконописи, об архитектуре, конечно, нельзя не поговорить о святых – как они изображаются, какие виды святости есть. Может быть, курс о святых будет не такой объемный, но это тоже очень важно, ведь святых в нашем месяцеслове – несколько тысяч. Расширяется и география – прибавляются западные святые первого тысячелетия. Наши зарубежные приходы почитают святых, которые были до разделения Церквей, и их постепенно вносят в наш месяцеслов. Этим вопросом занимается специальная Патриаршая комиссия, уже внесены в месяцеслов английские святые, ирландские, испанские, сейчас будут вноситься германские и австрийские святые.
Еще одна важная и проблемная тема – новомученики, надо и о них рассказать. Сонм новомучеников и исповедников – это около полутора тысяч, то есть они занимают треть нашего месяцеслова, а о них практически никто ничего не знает, редко кто сможет назвать сходу десятка три из всего количества.
Несомненно, стоит поговорить о праздниках. Разбирая какие-то особенности, скажем, иконописного языка, мы время от времени касаемся и праздников, но это отдельная тема, о которой мы тоже хотим поговорить. И такой курс у меня уже есть.
В Российском православном университете святого Иоанна Богослова начался набор на новый авторский курс Ирины Константиновны Языковой – кандидата культурологии, искусствоведа, российского ученого и общественного деятеля.
В процессе обучения на курсе слушатели узнают о возникновении храма, роли византийской архитектуры в сложении древнерусского зодчества. Основными темами к рассмотрению церковной архитектуры станут: храмы Каппадокии и Византии, домонгольские храмы, храмы Владимиро-Суздальского княжества, соборы Московского Кремля, нарышкинское барокко в русской архитектуре XVII–XVIII веков и многое другое.
Новый курс может быть интересен всем желающим приобрести новые и дополнительные знания в области церковного искусства и вероучительных дисциплин, в том числе художникам, ювелирам, искусствоведам, экскурсоводам, педагогам мировой художественной культуры и другим специалистам.
Для поступления на курс необходимо предоставить копию паспорта и копию документа о высшем или среднем профессиональном образовании.
Стоимость обучения: 19 000 рублей.
Записаться на курс или получить дополнительную информацию по программе можно, отправив свой вопрос на e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., позвонив по телефону: +7(495)626-85-15 или оставив заявку на TimePad: https://dopolnitelnoe-obrazovanie.timepad.ru/event/1065680/
Прием документов: с 18 сентября по 22 октября 2019 года.
Дата начала обучения: 25 октября 2019 года.
Трудоемкость программы: 42 часа, срок обучения: 2,5-3 месяца.
Занятия проводятся в центре Москвы (ул. Большая Якиманка, дом 38).

ИНФОРМАЦИЯ

ФАКУЛЬТЕТЫ

ЦЕНТРЫ

АКТУАЛЬНО