Укладка ламината на пол. Быстрая укладка ламината своими руками видео. Укладка ламината по диагонали. Пробковое покрытие для пола. Качественная укладка пробкового пола. Пробковый пол плюсы и минусы. Смеси для выравнивания пола. Быстрое выравнивание бетонного пола. Выравнивание пола стоимость. Самоделки для дома. Лучшие самоделки для дома своими руками. Полезные самоделки для дома. Как обустроить кухню. Как обустроить маленькую кухню быстро. Как обустроить кухню фото. Как открыть свой магазин. Хочу открыть магазин с большим капиталом. Сколько стоит открыть магазин. Диван своими руками. Как сделать диван своими руками для дома. Диван своими руками чертежи. Дизайн маленькой кухни. Красивый дизайн интерьера кухни фото. Малогабаритные кухни дизайн.
+7 (495) 1512285
109012, г. Москва, Новая Площадь, 12

«О личностном, вне- и окололичностном способах бытия человека» Виктор Слободчиков

Доктор психологических наук о проблеме личности в свете православного мировоззрения. Доклад В.И. Слободчикова на секции «Христианская психология взросления и зрелости личности» (29 января 2019 г.).
 
Дорогие братья и сестры, уважаемые коллеги!

Я хотел бы обозначить одну из важнейших и фундаментальных проблем нашей науки – Проблему личности в свете православного мировоззрения – и только потом - в свете светско-гуманистических взглядов на эту тему.

В вопросе о личностном бытии человека начну с простого гамлетовского вопроса: «быть или не быть» человеку человеком? Или согласиться стать пост-человеком, которого пророчат нам нано-, био-, инфо-, когито-, социо- (НБИКС) технологии в ближайшем будущем?И если нам ещё не расхотелось оставаться человеком, тогда главный вопрос: а что же является центральным в самой человеческой реальности, что составляет её квинтэссенцию? И ещё: Кто же «удерживает» человеческое в человеке – его целостность и духовную определённость во множестве обстоятельств и обстояний жизни? Ответ на этот вопрос необходимо искать, видимо, не столько в классической философии и традиционной психологии, сколько в святоотеческом богословии, конкретно в христианской антропологии.

Сегодня, наконец-то, происходит достаточно серьёзная, хотя и осторожная встреча христианской и психолого-педагогической антропологии. И место такой встречи, на мой взгляд – это личностный модус (способ, образ) бытия человека. Современная христианская антропология признаёт, что именно категория «личность», которая утвердилась и в философии, и в психологии, и в педагогике, в наибольшей степени сближается с её представлением о самом главном – «о собственно человеческом в человеке».

Казалось бы, это создаёт весьма благоприятные условия для их продуктивного взаимодействия. Проблема однако в том, что в сложившихся гуманитарных науках за словечком «личность» скрывается множество разноречивых толкований. Это и системное психологическое качество человека, и структура психо-биологических свойств отдельного индивида, и социально-деятельностные характеристики субъекта, а все вместе они выявляются и изменяются в процессах адаптации человеческой особи к постоянно меняющейся био-социо-культурной среде.

В рамках таких подходов оказывается, что «личность» – это просто удобный терминдля обозначения сборки уникальной структуры всех мыслимых и немыслимых свойств и особенностей конкретного, частного индивида, которые возникают и складываются по мере его созревания и социализации.

И самое поразительное, что за малыми разночтениями «личность» так и понимается. И в психологических теориях и школах западного (Г. Олпорт, К. Левин, Дж. Гилфорд, А. Маслоу и др.) и психологических теориях отечественного толка (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, А.В. Петровский, Е.В. Шорохова и др.).

Так, где же личность, кем или чем она является? Кто она? Субъект или атрибут? Некая целостность или частичность человеческой природы? Она коллекция определённых качеств или «сверхчувственное качество»? Она иллюзорная оболочка (по-буддистки – майя) сущности человека, некий психологический инструмент или подлинный центр его жизни? Возможно ли вообще научными категориями определить личность? Не ускользает ли личность из тисков ограниченных, конечных философских и психологических понятий?

Чтобы ответить на эти вопросы, надо достаточно твёрдо и ответственно сказать, что именно христианство – это та среда, которая выпестовала, буквально взрастила в европейской культуре саму реальность, а затем и понятие «Личность» постольку, поскольку Христианство является религией Личного Бога, к Которому человек призван прийти лично, а не заочно и не впотьмах. Прийти, и уверовать, и предстоять Ему, и держать перед Ним ответ. Бог имеет личностное бытие и человека сотворил как личность (тварную ипостась) по образу Своему.
 
С чего все началось? Повреждение богочеловеческой природы человека в раю, её раздробление и разделение между множеством индивидов, впервые начинается с момента падения, причём падения столь сокрушительного, масштабного и глубокого, что собственными (можно было бы сказать, человеческими, «психологическими») силами не мог ветхий Адам восстановиться в своей первозданности.
 
В духовно-нравственной жизни человека-Адама от древа познания добра и зла пошли как бы два пути. И оба завершались тем, что человек не выбирал между добрым и злым: он влёкся либо к тому, либо к другому непосредственно. Этот момент особенно важно подчеркнуть: до прихода Спасителя в мир не было в природе ветхозаветного человека такой душевной силы и способности, как выбор, было безудержное хотенье и влечение либо к одному, либо к другому.
 
Кто-то из святых заметил, что внутреннее существо грехопадения первых людей было в том, что «не успев стать людьми, они захотели стать богами». А герои произведений Ф.М. Достоевского (можно сказать, наши современники), достигшие полноты самосознания были убеждены, что хотенье есть центральное проявление всей человеческой жизни, оно самое глубинное и последнее её основание. Оно может привести к святости и преступлению, к жизнелюбию и самоубийству.
 
Уже 2000 лет с момента прихода Спасителя в этот мир мы живём в спасительные времена. И вот что принципиально: Иисус Христос – есть первая явленная Личность в земной человеческой истории, Которая открыла человеку, всему миру ранее немыслимое – возможность слова, действия, поступка не от рода, не от племени, не от семьи, не от любимой организации, а прежде всего, от первого лица. Прямая встреча человека с Господом Иисусом Христом открыла ему, что впервые, он сам, можно сказать, «лично» встал перед проблемой, а точнее – перед выбором: «быть или не быть… образом Божиим?».
 
По сути, именно теперь Богом данная человеческая реальность (есмь!) открылась перед человеком как реальность его «Я», как его «самое само», говоря словами Лосева. С одной стороны, как тот источник его личного слова, а с другой, как тот адресат, к которому можно лично обратиться. Призвав каждого из нас лично ко спасению, Господь сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6). И ты, человек, волен выбрать (или не заметить), встать (или не встать) на этот Путь, возлюбить (или возненавидеть) Истину и обрести (или отринуть) Жизнь Вечную - в Боге и с Богом.
 
Фактически здесь, на мой взгляд, главный и первый проблемный узел всей жизни человека: быть или не быть образом Божиим, выбрать или отринуть личностный способ бытия.
 
В момент сотворения человека - как Вселенском событии - ещё не стоял вопрос о его индивидности, субъектности, индивидуальности, даже о его личности. Адам был сотворён целокупным человеком по Образу Божиему, и был дан ему всеобщий способ его бытия – прямое Богообщение. Только после катастрофического падения впервые встал вопрос о его теперь уже собственном способе жизни – либо с Богом, либо без Него. Так, жертва Авеля была Богу и ради Бога, а жертва Каина была ради самого себя и для себя, и потому не была принята.
 
По сути, здесь, именно в этой точке после грехопадения Адама появилась особая ипостась человеческой реальности по имени самость.
 
И именно здесь впервые появилась первая развилка в путях человеческих: путь к Вышнему и ближнему -путь личности ипуть самости (как путь к самому себе), а в наше время – путь «вне и около», путь в никуда – в ожидание «естественной» смерти. Ситуация – прямо из известной русской сказки, когда богатырь оказался перед камнем с назначением точного смысла пути: направо пойдешь…, налево пойдешь…, прямо пойдешь. Выбирай!
 
Хотел бы особо подчеркнуть ключевой смысл этой развилки. Так, для личности, для личностного способа бытия человека всегда нужен Другой – Вышний и ближний; для самости – всегда нужен такой же, среди которых нужно постоянно «само-разбираться». Как раз в этой точке, в этой развилке живут бесконечно любимые современной психологией и педагогикой сущности с корнем «само-»: самоопределение, самоактуализация, самореализация, самоутверждение. И живут они среди таких же самостей… и несть числа этим «самостям» с их бесконечными хотеньями-похотями.
 
С момента Откровения о собственно личностном способе бытия человека и возможности выбора того или иного способа обнаружилась трагичность самости человека. Суть её в том, что самость есть средство, предпосылка  духовного восхождения, тот адресат, к которому можно лично обратиться. И она же, субъективность (самость) в своих хотеньях и вожделениях есть тотальная преграда этому восхождению.
 
Справиться с этой трагичностью возможно лишь при кардинальном преодолении (преображении) собственной самости (природы), вплоть до тотального, окончательного отказа от неё в этом восхождении (например, в юродстве). Чтобы однажды оказалось возможным сказать вслед за Святым апостолом Павлом: «И уже не я живу, но живёт во мне Христос» (Гал. 2: 20). Давайте только вдумаемся с житейской точки зрения: это – кто говорит от первого лица, что живет уже не он? – живущий человек – Павел, вот где - «для иудеев – соблазн, для эллинов – безумие»!
 
Но сегодня мы живём также и в апостасийные времена. И человек волен не встать на путь ко спасению, на путь ко Христу. Он может выбрать и другой путь по своему хотению. Он может хотеть вопреки законам природы, вопреки законам рассудка, вопреки своей совести, вопреки своей выгоде, вопреки очевидности. Такова сила хотенья, такова свобода человека. И если в Каине властвовало влечение к самости, то перед Иудой Искариотом был выбор:«быть или не быть… личностью пред Богом?».
 
По словам блаженного Августина, вся нравственность человека располагается между двумя полюсами: «любовь к Богу до презрения к себе; <…> любовь к себе до презрения к Богу». Подобная располюсовка очевидна в ситуации богоотступничества; в ситуации же богоборчества другое – «любовь к себе до ненависти к Богу». Меж этими полюсами «в мерцательной аритмии» находится человек: он не стоит, но движется, а чаще – мечется в своих хотеньях и вожделениях.
 
И сегодня это третий, вне- и окололичностный путь, по которому, к сожалению, в массе своей движутся люди. Это тот путь, по которому движется, говоря словами А.П. Чехова, «эпизодический» человек, который эпизодически вожделеет себя и эпизодически выбирает себя, даже в критических ситуациях.
 
Слишком силён в нас «ветхий» человек; мы редко и с великим трудом выбираем Путь, а чаще – влечёмся в самость. Я называю этот третий, квазиличностный путь, путь метаний – путём Хама, который в библейские времена начался со святотатства (буквально – с воровства святыни, тать – это вор), с десакрализацииОтцовства (насмешки над отцом – Ноем), с отказа от Сыновства (блудный сын). И в наши дни он обнаруживает себя в прямой наглости (в попрании всякой иерархии), в хохмачестве и пошлости (ничего святого), в хулиганстве (в разрушении всяких норм и правил).
 
Путь мечущихся – путь всякого, кто захочет занять позицию срединную (никакую) – религиозно индифферентную (толерантную), не выражая себя определённо, чтобы не говорить ни «да», ни «нет». Это фактически «коматозное» состояние. «Знаю твои дела: ты не холоден, не горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3: 15-16). Те, кто никак не обращены к делам Господним, могут быть и злодеями, и религиозно индифферентными. Они оказываются в одном положении: и демонизированные, и толерантные стоят противно Богу. А на среднего человека бес не нападёт, он и так живёт в нём (Ж. Бернанос).
 
Итак, Личность – это не индивид, не отдельная особь со своими мистико-мифическими свойствами, это Человек, принцип (способ) бытия которого всегда исходит «от первого лица». В соответствии с этим принципом человек с момента Пришествия Спасителя и по сей день, и до скончания времён оказывается освобождённым от оккупации первородным грехом (в крещении), от власти непосредственных влечений (в покаянии) и получившим дар и право выбора Пути. А вот, какой образ собственно человеческого приобретёт человек на этом пути, зависит от его личного выбора.
 
Это либо Путь богоуподобления Христу: от желания к устремлению и уподоблению Личности вочеловечившегося Спасителя. Либо Путь Каина как путь богоборчества: от хотения к влечению и вожделению собственной самости и тотальному утверждению только её. Либо толерантно-индифферентный путь Хама – путь богоотступничества, путь эпизодических вожделений и эпизодических выборов, без-образный путь в никуда.
 
Именно на высоте такого понимания человеческой реальности возникает, а если не возникает, то должен быть поставлен самый главный вопрос психологии и педагогики личности, психологии образования собственно человеческого в человеке: как возможно, как происходит в свете Благой Вести «вочеловечивание человека»? При каких условиях, когда и на что опирается он сам в себе самом, когда выбирает тот или иной путь (способ) бытия своего как личности пред Богом, перед другими, перед собой?

И в ответе на эти вопросы здесь очередная развилка:либо христиански ориентированные психология и педагогика личностичеловека, готовые и способные приступить к решению именно этих задач, либо безрелигиозно-гуманистическая - паллиативная психология и педагогика самости отдельного индивида, отдельной особи. Но это уже другая, особая проблема, которая требует специального анализа. Спасибо!

ИНФОРМАЦИЯ

ФАКУЛЬТЕТЫ

ЦЕНТРЫ

АКТУАЛЬНО