+7 (495) 1512285
109012, г. Москва, Новая Площадь, 12

Священник Стефан Домусчи: Богословие начинает играть все более и более значимую роль в оценке того, что происходит в мире

В чем потенциал богословия и какие перспективы у русской богословской мысли рассказал священник Стефан Домусчи, к.ф.н., доцент кафедры философии и теологии РПУ св. Иоанна Богослова в интервью редактору университетского сайта Наталии Федотовой.

–         Как Вы думаете, какое место занимает богословие в современном мире?
 
–         Ответить на этот вопрос можно по-разному, если это будет точка зрения светского мира, то он уверен, что может прожить вообще без богословия. Я помню, как моя однокурсница на педпрактике сказала детям в школе о христианских нравственных ценностях. Руководитель практики отругала ее: «Не смей говорить христианские ценности! Они не христианские, а общечеловеческие!» Конечно, может так не всякий отреагировал бы, но есть такая позиция, суть которой в том, что христианство, если и было чем-то ценно, то свое дело сделало и уходит с исторической арены. Напротив, если смотреть с точки зрения христианина, богословие, несмотря на сложное положение в современном мире, имеет очень большой потенциал.
 
Есть современные ученые, которые настроены атеистически. Когда они слышат о богословии, они говорят, что не знают для чего оно вообще существует – это не биология, не химия, не физика. В этой сфере нельзя сделать никаких полезных для человечества открытий. На самом же деле история науки говорит о том, что естественные науки стали возможны благодаря специфически библейскому взгляду на мир, благодаря развитию библейского богословия. Кроме того, даже сомневаясь в пользе философии и богословия, ученые не сомневаются в важности и актуальность этики. Ведь любые исследования и эксперименты оцениваются этическими комитетами, поэтому для ученых этика очень важна. Но что такое сама этика? В контексте западной цивилизации она первоначально развивалась как нравственное богословие! С одной стороны, человек перестал восприниматься как мера всех вещей, с другой – открылась его подлинная глубина и подлинное значение в мире. Этот взгляд возможен только благодаря богословской основе, когда мы верим, что есть Бог, что Бог сотворил человека по своему образу и подобию. Когда мы понимаем, что есть некоторые границы, дозволенные для человека, этические границы, границы, которые биологу, физику совершенно неочевидны, потому что они ограничивают человека не в его материальном или животном плане, но в плане духовном. Поэтому богословие актуально, но не в смысле очевидной актуальности древних богословских систем (они важны как основа), богословие начинает играть все более и более значимую роль в оценке того, что происходит в мире, как развивается человечество, как люди себя ведут, какие цели ставят перед собой. В конце концов наука, сколько бы ни развивалась, не ставит вопроса о том, для чего человеку дана жизнь, для чего он живет, смысл жизни по-настоящему можно открыть только в богословской перспективе.
 
–         Сколько лет Вы преподаете в Российском православном университете св. Иоанна Богослова?
 
–         Я преподаю в РПУ с 2010 года. За это время прошло очень много студентов. Сейчас у нас появились бюджетные места в бакалавриате, поэтому, возможно, студентов будет еще больше.
 
Очень интересны занятия в магистратуре. Часто в нее поступают, для получения второго высшего образования. Каждый приходит со своим жизненным опытом, со своими взглядами и каждый оказывается очень интересным собеседником. Занятия оказываются не просто лекциями или семинарами, но настоящим живым общением, затрагивающим самые глубокие темы. Иногда люди, приходящие на философско-богословский факультет, не знают о христианстве даже самых простых вещей, но эта встреча светского взгляда и религиозного оказывается чрезвычайно важной и плодотворной. Мне как раз нравится университет тем, что с одной стороны он православный, а с другой стороны дает светское образование. Мы можем говорить с людьми на современном понятном им языке и в тоже время открывать им глубины христианского богословия.
 
–         Какие перспективы у русской богословской мысли?
 
–         Я думаю, что у русской богословской науки большие перспективы. Сложные, но в тоже время очень интересные, потому что российское общество отличается от европейского или американского. Оно довольно специфическое, не только потому что было атеистическим, а с конца 1990-х стало религиозным… Появляется трезвый взгляд друг на друга у философов и богословов. Дело еще и в том, что мы теперь имеем возможность выходить в общее мировое богословское пространство, европейское, американское. Наши богословы ездят на Запад и представляют русское богословие на самом высоком уровне. Можно посмотреть на современные западные конференции, там всегда присутствуют богословы из России. Кроме того, мы совмещаем уникальный опыт совершенно атеистической аудитории и отечественной богословской традиции XIX – XX века.
 
К перспективам русского богословия в России присоединяются перспективы русского богословия за рубежом. Примечательно, что для многих в мире протоиерей Георгий Флоровский, протопресвитер Александр Шмеман, протопресвитер Иоанн Мейендорф – это русские богословы. Многие западные православные богословы в своем становлении испытали влияние богословов русского зарубежья: священника Сергия Булгакова, В.Н. Лосского и других.
 
Как я уже сказал, отвечая на первый вопрос, наиболее актуальны на мой взгляд темы нравственного, социального характера, поэтому самая важная часть современного богословия – это часть социальная, часть, которая говорит о жизни общества, о жизни в обществе, которая ставит вопросы о ценности человеческой жизни, о границах естественнонаучных исследований. Естественно, очень большие перспективы у такой отрасли богословия как биоэтика. Потому что одно дело биоэтика светская, другое – христианская, строящаяся на богословских основаниях. На мой взгляд, большие перспективы у диалога богословия и психотерапии, психологии, психиатрии; в сфере паллиативной медицины, которая сейчас в России активно развивается; важной оказывается оценка политических и экономических процессов. Мы видим, что общество, несмотря на секуляризацию, все равно обращается к Церкви в поисках ответов на сложные вопросы.

ИНФОРМАЦИЯ

ФАКУЛЬТЕТЫ

ЦЕНТРЫ

АКТУАЛЬНО