Облицовка потолка панелями. Качественная облицовка потолка. Облицовка потолка гипсокартоном. Натяжные потолки цены. Лучшие натяжные потолки фото и цены. Натяжные потолки цена за метр. Автономное отопление квартиры. Быстрая установка автономного отопления. Автономное отопление цена. Как сделать мотоблок своими руками. Качественный ремонт мотоблоков своими руками. Мотоблок своими руками фото. Нанесение декоративной штукатурки короед. Как наносить короед декоративная штукатурка. Декоративная штукатурка своими руками короед. Укладка паркета цена. Быстрая укладка паркета своими руками. Укладка паркета на стяжку. Кровать своими руками чертежи. Сделать шкаф кровать своими руками. Деревянная кровать своими руками. Опалубка для монолитного перекрытия. Качественная опалубка для монолитного строительства. Купить опалубку для монолитного строительства.
+7 (495) 1512285
109012, г. Москва, Новая Площадь, 12

Есть ли выход из лабиринта Рождественских чтений?

Иди туда, не знаю, куда, или есть ли выход из лабиринта Рождественских чтений?

Богослов.ru

Протоиерей Павел Великанов

Рождественские чтения давно перестали быть событием исключительно в области церковного образования.

Но что получится, если попробовать абстрагироваться от сросшихся с Чтениями ярлыков и оценить со стороны внешнего наблюдателя это событие как явление жизни Церкви? Рождаются вопросы, и даже недоумения.

Прежде всего, Чтения – это своеобразный «церковный парад», проводимый один раз в год. Парад не просто как декларация мощи Православия перед лицом секулярного мира, но прежде всего как своеобразные «смотрины» друг друга: кто чем живёт сегодня, какими новостями, достижениями или неудачами был отмечен минувший год. Масштабность мероприятия неизбежно влечёт за собой его несоизмеримость физической ограниченности конкретной человеческой личности и невозможность параллельного присутствия на десятке секций по причине отсутствия церковного благословения на клонирование. Например, в этом году были организованы самостоятельные секции по темам, совершенно новым для церковного сообщества: создание православной цифровой библиотеки, принятие этического кодекса врача, образовательная деятельность как миссионерское служение, а также конференции по старообрядчеству, почитанию святых и многое многое другое. И всё это было бы просто замечательно, если не очевидное наличие пресловутой ложки с дёгтем, которая разом может превратить в несъедобый продукт эту замечательную благоухающую бочку с мёдом церковной деятельности самоотверженных труженников на широких просторах Матери Церкви.

Чтения как мероприятие поистине огромно. И вполне понятна позиция ОРОИКа, который в этом году мудрым ходом перераспределил административную, финансовую и другие виды ответственности между всеми синодальными отделами и другими церковными структурами. Однако почему это не привело к созданию хотя бы самого простого, но единого сайта Чтений – где бы каждый отдел мог размещать актуальную информацию о своих секциях – для меня большая загадка. Едва ли требуется гениальное озарение, чтобы дать авторизованный доступ каждому ответственному лицу для публикаций на этом едином сайте: ведь это позволило бы избежать отчаянных блужданий участников чтений, которые, как выяснилось, обладали не самой свежей информацией о месте и времени проведения конкретной секции. То же самое касается и самих организаторов: простой регистрации на сайте было бы достаточно, чтобы представлять количество участников и выступающих в каждой секции. А это, между прочим, не только места в залах и аудиториях, но и питание, информационное обеспечение и многое другое. В этом направлении единственная секция, где не только всё вышеизложенное было мастерски реализовано, но и обеспечена прямая видеотрасляция, а затем выложены все материалы – это секция «Информационные технологии, Интернет и мультимедиа на службе Церкви и религиозного образования» (http://www.orthonet.ru/2012/). За что сугубая благодарность организаторам и Российскому православному университету.

Второй вопрос, выходящий уже за рамки технических пожеланий и затрагивающий самое существо события – каков «сухой остаток» Чтений каждый год? Если не считать «парада» и «декларации благих намерений» – где публикации докладов и сообщений предыдущих Чтений? Избранные печатные материалы? Аудио и видеоматериалы? Кто осуществляет сбор тезисов, анализ опыта и предложений выступающих в каждой конкретной секции? Насколько мне известно, так задача даже и не ставилась. Но неужели Чтения для нашей Церкви – лишь только клапан для выпуска пара от бурной деятельности на местах, и только? Или у нас настолько всё и везде хорошо, что единственное, на что мы способны – торжествовать с высоко поднятой головой, рапортуя наверх о том, что «догнали и перегнали»? Что-то мне это уж больно начинает напоминать из времён не столь отдалённых...

Мне кажется, это поистине броуновское движение участников Рождественских чтений крайне остро ставит вопрос о необходимости глубокого пересмотра как самого формата мероприятия, так и организационных вопросов. Если мы не вполне понимаем, как обращаться с тем, что уже сделано, мы просто свидетельствуем о собственной небрежности, невнимательности к тем, кто рядом с нами трудится на ниве Церковной. Если для нас наша же история – это «минувшее вчера», значит, мы обрекаем себя на самоуничтожение. Если участники и их вклад – «частное дело», а не общецерковная забота – значит, мы безумно расточительные и небережливые, небрежные домоправители, а значит – непотребные и повинные суду Божьему. В подтверждение своих слов приведу письмо, которое мне прислала А.С.Кисилёва, обозреватель «Радио России» по вопросам образования и культуры. Название письма – «Поддержка или подножка?» – уже интригует, и это небольшое письмо стоит привести полностью.

«На ХХ-х Рождественских образовательных чтениях активно обсуждали преподавание православной культуры в государственных школах, в частности, подготовку пособий и учителей для нового предмета «Основы религиозной культуры и светской этики», в рамках которого можно выбрать для своего ребенка и «Основы православной культуры» (наряду с другими религиями). В новом учебном году в расписании всех 4 и 5 классов появится этот предмет. Понятно, что придется подготовить сотни учителей, которые хотя бы на элементарном уровне могли объяснить основы веры и традиций русского народа. Поэтому на привычные для Рождественских чтений практические семинары в московских школах, где в той или иной форме преподается православная культура, пришло множество педагогов – им нужен опыт. Один из семинаров проходил в школе номер 1248, где третий год есть предмет «Истоки», объединяющий основы веры и русского фольклора. Там показали открытые уроки и общешкольный рождественский спектакль, умиливший стараниями детей-участников. Вразрез с общим благостным настроением оказались комментарии представителя Николо-Угрешской духовной семинарии, который выступил перед педагогами после спектакля. По его словам, колядки следует заменить христославием, а «живое» разыгрывание рождественских сценок – изготовлением вертепов с фигурками, поскольку оставшиеся на сцене декорации выглядят «как-то неуважительно». Иконы лучше не выставлять в фойе в качестве предмета православной культуры, а разместить их в каждом классе (это в светской-то школе?). И вообще, введение «Основ религиозных культур и светской этики» – один из элементов христианофобии, поскольку здесь нет приоритета православия. Недоумение вызвали и присовокупленные слова о том, что якобы Елена Рерих всегда выступала за физическое уничтожение христиан (что-то с трудом верится, хотя бы потому, что при этом пришлось бы истребить треть человечества). Подобный радикализм в оценках только посеял в учителях сомнения в том, нужна ли их работа и смогут ли они справиться с преподаванием православной культуры, отбиваясь от разнообразных советчиков-доброхотов. В своих школах педагоги не могут действовать вне рамок образовательных стандартов; все, что они преподают, необходимо увязывать с учебными программами, с педагогическими методиками, согласовывать и так далее. Для них главное – следовать государственной политике, а не православным канонам. Сейчас наметилось сближение этих позиций, преподавание основ православной культуры в общеобразовательных школах поддерживается на государственном уровне. Зачем же вносить сумятицу в ряды тех, кто ежедневно работает с детьми, стараясь сделать их добрее?»

Едва ли нужны комментарии к этому искреннему недоумению светского специалиста, оказавшемуся на этом мероприятии. И я глубоко уверен, что подобные ситуации в рамках Чтений – не редкость именно по причине отсутствия чётко артикулированной позиции соответствующих отделов в конкретных вопросах.

Нужна ли нам такая церковная образовательная самодеятельность? Или по нашей уже ставшей «старой доброй традиции» Чтений мы никаких результирующих выводов делать не собираемся? И вместо плодотворного, конструктивного общения участники Чтений будут лишь увеличивать снежный ком парацерковных мифов, домыслов и епархиальных благочестивых преданий? Ком, который зачастую только и видят внешние наблюдатели – по которому и складывают своё представление о Православной Церкви сегодня?

И последнее. В печальной истории, описанной в письме, отсутствие «приоритета православия» было отождествлено с христианофобией. Но мне почему-то всегда представлялось, что христианство – это вовсе не элитарный бренд, наличием или отсутствием какового можно щеголять перед публикой. Совсем другая цена – если вспомнить апостола Павла – заплачена за дерзновение именовать Бога – Отцом, а Сына – Спасителем. Термин «христианофобия» последнее время стал очень удобной универсальной прихваткой, через которую можно ловко ущипнуть едва ли не любое живое и актуальное событие из области политики, культуры и образования. Только никогда нельзя забывать, что реальными христианофобами на нашей земле оказались вовсе не невежды в области начального, среднего и высшего религиозного образования. Сама по себе образованность – вещь полезная, но не она спасает от безнравственности, а личная готовность оставить грех и следовать за Христом – когда перед глазами есть живые, а не хрестоматийные примеры веры, любви и жертвенного служения Богу и ближним.

ИНФОРМАЦИЯ

ФАКУЛЬТЕТЫ

ЦЕНТРЫ

АКТУАЛЬНО